Люди всё чаще заводят домашних животных и стремятся обеспечить для них высокий уровень жизни. В России, по данным ВЦИОМ на июль 2024 года, питомцев содержит 66% семей и в их здоровье готова инвестировать большая часть владельцев. Тренд на осознанность владения домашним животным меняет рынок ветеринарных услуг. Россияне обращаются к врачу уже не только когда питомец заболел, но также готовы оплачивать дорогостоящую профилактику и паллиативный уход. Эксперты уверены, что ветеринария идёт по треку развития человеческой медицины — пользуясь её лучшими практиками. Однако есть часть процессов, адаптацию и внедрение которых могут позволить не все участники ветеринарного рынка: формирование качественного сервиса, корпоративной культуры, работу с репутацией, создание этических кодексов работы. Эти аспекты — норма для человеческой медицины, но пока ещё редкий пример в ветеринарии. Ключевое и критичное отличие двух сфер и в том, что на животных не распространяется законодательство в таком же формате, напоминают эксперты. Ветеринария — не равно здравоохранение, а животное — по факту закона — вещь. Такая ситуация ведёт к несоответствию возможностей и ожиданий как владельцев, так и профессионалов рынка в юридических, налоговых и других моментах. Например, ветеринария не имеет льготной ставки по НДС, что добавляет 20% к стоимости услуг для владельцев. Законодательством разрешено эвтаназировать здоровое животное по желанию владельца, что вызывает этический протест у ветеринарных врачей. Будущее я вижу за развитием многопрофильных ветеринарных центров, с одной стороны, и районных клиник "первичной помощи" — с другой. Они будут заниматься диагностикой и сложные случаи переправлять в крупные центры. Это позволит уравновесить сам рынок. Такая структура даст возможность карьерных переходов для врачей и поможет снизить конкуренцию на рынке труда", — объясняет основатель ветеринарного госпиталя "Прайд" Алексей Клявин. По данным участников рынка, инвестиции в открытие ветеринарного госпиталя могут составить от 150 млн рублей, тогда как в клинику у дома с несколькими кабинетами и операционной для срочных базовых манипуляций — порядка 50 млн рублей. Основные затраты в многопрофильном центре: оплата персонала, закупка и содержание оборудования для постановки диагнозов и лечения сложных заболеваний. Сам рынок диктует расслоение форматов и услуг, а также перераспределение специалистов, говорят эксперты. В госпиталях экономически невыгодно проводить базовые приёмы без использования оборудования и тратить время врача на них, а не специализированные консультации. Для небольших клиник сложное оборудование и содержание в штате узкопрофильного эксперта затратно и не всегда целесообразно. При этом крупные ветеринарные госпитали невозможно открыть в каждом районе, а в маленьких зачастую не способны помочь в сложных случаях. Одна из точек сближения ветеринарии с человеческой медициной — применение сложных современных технологий. В ветеринарии также используется высокотехнологичное оборудование: МРТ, компьютерная томография, УЗИ и пр. Чаще всего оно такое же, как в обычных медицинских учреждениях. "Ранее врач мог только визуально осмотреть животное и по симптомам предположить диагноз. Оборудование помогает диагностировать болезни быстро и точно, в том числе и те, что раньше могли определить только посмертно. Сейчас мы проводим обследование и можем увидеть, например, болезни мозга, связанные с патологией сосудов, быстро поставить диагноз и перейти к лечению", — говорит ветеринарный врач-рентгенолог, заведующий отделением визуальной диагностики госпиталя "Прайд" Андрей Уваров. Для ветеринарного бизнеса подобное оборудование окупается дольше. Пропускная способность аппарата МРТ в ветеринарии в 3-4 раза меньше, а сама процедура занимает дольше времени и проводится для животного в наркозе. Для протезирования животных необходима С-дуга, её стоимость на рынке начинается от 16 млн рублей. Для проведения лучевой терапии — лучевая установка стоимостью порядка 40 млн рублей, рассказал Алексей Клявин. На данный момент "Прайд" — единственный ветеринарный госпиталь в Петербурге, где проводят лучевую терапию для животных. За последние несколько лет в ветеринарии произошло много изменений в подходах к диагностике и лечению онкологических заболеваний у домашних животных. В крупных госпиталях создаются соответствующие отделения. К сожалению, на сегодняшний день ни у людей, ни у животных не найдено абсолютное лечение от рака. Тем не менее существует ряд опухолей, которые при ранней диагностике поддаются лечению и сопровождаются полным выздоровлением или периодом ремиссии с очень неплохим и даже отличным качеством жизни. Сочетанные техники лучевой терапии и химиотерапевтического лечения для животных показывают в нашей практике хорошие результаты", — говорит Богдан Чумаченко, ветеринарный врач-онколог, специалист по лучевой терапии. В ветеринарии сегодня специалисты объединяются вокруг концепции "Гуманная ветеринария". Гуманная ветеринария — особый подход, при котором удаётся выстроить эффективную коммуникацию между владельцем животных и ветеринарными врачами, чтобы помогать питомцу быстро и эффективно. При таком подходе врач и владелец работают в команде. Владелец доверяет экспертизе врача и сотрудничает с ним, а врач объясняет ход лечения. Также это и забота о враче. В его развитие инвестируют, показывают долгосрочный карьерный трек, возможности и создают необходимый комфорт, чтобы снизить выгорание, которое является ключевой проблемой рынка. Этот стандарт качества поможет ветеринарным врачам выбирать себе место работы, а владельцам — клинику. "Наша цель в 2025 году отметить те клиники, которые соответствуют стандартам концепции, и помочь пациентам узнать о них, для этого мы разработали специальный стикер "Гуманная ветеринария" как знак профессиональной оценки клиники рынком", — делится планами основатель концепции Алексей Клявин. Развитие рынка ветеринарных услуг продолжается, и в будущем ожидается рост как в денежном выражении, так и в количестве клиник. Большие центры и сети ветеринарных клиник будут продолжать играть важную роль в развитии этой отрасли и инвестировать не только в клинические услуги, но и в управление, маркетинг и развитие бренда.